АПОСТОЛ И ПРОПОВЕДНИК ВЯТИЧЕЙ В ЗЕМЛЕ РУССКОЙ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КУКША. ЖИТИЕ.
Акафист
Имя преподобного Кукши, инока Киевско-Печерского монастыря, проповедовавшего христианскую веру язычникам-вятичам и принявшего от них мученическую смерть в начале ХII века, едва ли что-то говорит большинству наших современников. Это кажется особенно странным, потому, что вятичей считают своими ближайшими предками жители многих областей Центральной России. А значит, священномученик Кукша «апостол вятичей» должен
был бы почитаться одним из главных просветителей и крестителей нашего Отечества.А между тем, в Древней Руси, не в пример нам,о его подвиге знали и помнили. Имя преподобного Кукши было широко известно на Руси: «о котором всем известно» — так писали о нем. Спустя много лет, после его мученической гибели, епископ Владимиро-Суздальский Симон (1214-1226), один из авторов Патерика Киево-Печерского монастыря, повествует о нем:« Как добровольно можно умолчать об этом блаженном черноризце…, о котором всем известно, как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил, и после многих мучений убит был с учеником своим». Об этом святом угоднике и пойдет наш рассказ.
Киевский Печерский монастырь, с которым была связана часть жизни преподобного священномученника Кукши, ведет свою историю с 40-х годов, XI века, когда русский инок Антоний, постриженик одного из греческих афонских монастырей, по повелению Божией Матери, вернулся на Русь, обосновался на крутом, поросшем лесом берегу Днепра, в окрестностях стольного града Киева, близ княжеского села Берестовое Преподобный Антоний остался на всю жизнь «пустынножителем», не признавшим общежительской жизни монахов и их общения с миром, он отказался стать игуменом и остался до конца жизни только примером подвижничества и благочестия, не принимая участия в устройстве монастыря. Основателем Киево-Печерской Лавры и прообразом для русских монахов является преподобный Феодосий. В 1057 году он был избран игуменом монастыря и до своей кончины управлял им с величайшей мудростью и усердием. Скончался преподобный Феодосий в 1075 году. Примерно в это время родился в землях вятичей мальчик, названный Кукшей.Кто такие были вятичи? «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу,как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах, и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски,и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними, имели же подве и по три жены». Вятичи – одно из славянских племен, очень замкнутое, загадочное и очень воинственно настроенное. Народное собрание племени избирало себе вождя, который командовал войском во время походов и войн. Он назывался старинным славянским именем – князь. Постепенно влясть у князя усиливалась и становилась наследственной.
Вятичи, жившие среди огромных лесных массивов, строили бревенчатые избы, схожие с современными. Земли, на которых они жили, славились своими богатствами, обилием зверя, птицы и рыбы. Поэтому вятичи вели полу-охотническую, полу-земледельческую жизнь. Мелкие деревни по 5-10 дворов по мере истощения пашен переносились на другое место, где выжигался лес и 5-6 лет земля давала хороший урожай, пока не истощалась; тогда надо было снова переходить на новые участки леса и все начинать снова. Орудия труда – соха, рало или суковатка, мотыга, топор. Выращивались, в основном: озимая пшеница, рожь, яровая пшеница, ячмень, овес, полба, просо, гречиха, горох, лен, конопля, репа, капуста, лук, чеснок, редька, свекла. Вятичи занимались также разведением крупного и мелкого рогатого скота, домашней птицы, синей, лошадей, собак, кур, гусей, уток,домашних лебедей, журавлей, голубей. Корма заготавливали косами. Большое значение в жизни вятичей имела охота на лося, зайца, медведя, кабана, косулю, бобра. На охоте использовались лук и стрелы, рогатины, ловчие ямы, силки, западни, сети, петли, различные «ловища» и «перевесища», а также ловчие соколы и ястребы.
Большим подспорьем был – сбор меда диких пчел, рыболовство: ловили белую рыбу во множестве, водились раки, занимались собирательством грибов, ягод, орехов, а также гнали смолу, деготь, заготавливали ивовое и дубовое корье, бересту и лыко, из которой плели лапти, делали короба, кузова и т.д. Широко были развиты прядения и ткачество. Вятичи вели оживленную торговлю с арабским миром по рекам Оке и Волге, а такде по Дону и далее по Кампийскому морю. Среди местных городищ того времени были не только сельские селения, но и городища «городского» типа.Под командованием вятических кнезей находилось многочисленное войско, в первых рядах стояли признанные силачи и храбрецы, дерзко подставляюшие стрелам свои голые груди. Всю одежду их составляли холщовые штаны,туго перетянутые ремнями и заправленные в сапоги, а оружие – широкие топоры – секиры, такие тяжелые, что сражались ими двумя руками. Страшными были удары этих боевых секир, они рассекали даже крепкие доспехи и раскалывали шлемы как глиняные горшки. Воины-копьеносцы с большими щитами составляли вторую линию бойцов, за ними толпились лучники и метатели дротиков – молодые воины. Посредниками между божеством и человеком были старшие в роде и главы семейств. Места, где приносились жертвы, считались священными, и жертвенные камни составляли предмет особого почитания. По верованию вятичей, душа человека по смерти оставалась здесь же, на земле, она не лишена была потребности в пище и питье, поэтому у изголовья покойника ставили воду, мед и т.п. В брачных и других пиршествах приглашали принять участие в веселье и души умерших родственников, на их долю выбрасывали блины в окно. Этого же обычая держались и прочие поганые, «не ведущие закона Божия, но сами себе творящие закон».
«И когда, кто умирал среди них, творили тризну великую, и затем складывали громаду дров, клали мертвеца и сжигали, и затем, собрав кости, складывали в сосуд и ставили на распутии на столпе, и в курганы ссыпали». Если в Киевской Руси главным богом был – Перун – бог грозового неба, то у вятичей – Стрибог (Старый бог), который создал вселенную, землю, всех богов, людей, растительный и животный мир; Ярило – бог солнца, который ездит по небу на чудесной колеснице, запряженный четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. Каждый год отмечался праздник Купалы – бога земных плодов, когда солнце дает наибольшую силу растениям. Вятичи верили, что в ночь Купалы деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шумом ветвей, и кто имеет при себе папоротник, тот может понимать язык каждого творения. У молодежи почитался Лель – бог любви, богиня Лада – покровительница брака и семьи. Кроме того вятичи поклонялись силам природы и почитали – лешего, водяного, русалок,домового. Таковы были быт, нравы и религия вятичей, которые мало чем отличались от других восточнославянских племен. В Тульской, Брянской, Орловской, Калужской, Московской,Рязанской областях остались курганы рассказывающие о жизни вытичей.Крестив в 988 году Русь Владимир не стал крестить вятичей, не хотел крестить инородную Русь силой и принуждением. Профессор Е.Е.Голубинский поясняет: « Вятичи с Радимичами не были инородцы в собственном смысле,но они были столь строптивы, что с ними надлежало обходиться еще более осторожно, чем с настоящими инородцами…». Вятичи дольше, чем другие восточные славяне оставались приверженцами языческой религии.
Опорными пунктами были города-крепости: Серенск, Мосальск, Козельск, Лопасня, Лобынск, Мценск,Ростиславль и другие, которые насчитывали от 1 до 3 тысч жителей. Княжеским центром,столицей вятического союза племен, был город Корьдно, где находится до сих пор не известно.В «Повести временных лет» она упоминается в походах Владимира Мономаха на вятитчей: «А в Вятическую землю ходили подряд две зимы на Ходоту и на сына его, и к Корьдну».
По некоторым исследованиям Орловской области предполагают, что сыном князя Ходоты был Кукша. Мономах, разбивший вятичей, убил непокорных и князя Ходоту, а сына его взял живым в плен. И чтобы лишить этого князя наследственной власти, а вятичей – предвадителя, князь Владимир отвозит его в Киев, обращает в христианскую веру и постригает в монахи. Таким образом можно редположить, что святой Кукша был сыном грозного Ходоты. Об Ходоте есть единственное упоминание в «Поучении детям» Владимира Мономаха в Лаврентьевской летописи от 1096 года. Этот поход на вятичей был в 1082–1083 годах. Если предание о том, что Кукша был сыном Ходоты верно, что Кукша мог попасть в плен 15-17 лет, а в Лавру в 1085 в возрасте 17–20 лет, а по приезде в Киев Владимир обращает его в христианство и постригает в монахи. Тогда получается, что родился он около 1063–1070 годах, а кончина его последовала в 44–50 лет. Но есть и вторая версия, согласно которой вятич – Кукша сам пришел в моностырь из среды вятичей – переселенцев. «Лучшие мужи» из вятической земли были переселены с семьями князем Владимиром Святославовичем в города-крепости для защиты рубежей Руси от ее злейших врагов печенегов. Об этом говорится в «Повести временных лет». И сказал Владимир: «Нехорошо, что мало городов около Киева». И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей от славян, и от кривичей, и от гуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами».
Преподобный Кукша вполне мог принадлежать к потомкам из таких семей.
И тогда в том, что Кукша, будучи вятичем, оказался в Киево-Печерском монастыре, нет ничего необыкновенного. Многие полагают, что имя Кукша происходит от названия птицы Кукша, которая обитала в местах, где жили вятичи, где проповедовал Кукша. В предании также есть и второе имя Кукши – Иоанн, оно не закрепилось в святцах, осталось первое – Кукша. Когда он был назван Иоанном? В крещении или иночестве? Языческое имя прочно закрепилось за ним, что сохранилось в истории и языке насельников Киево-Печерской Лавры. Пимен возгласил посреди церкви Печерской:«Брат наш Кукша в этот день убит». Многие знаменитые отцы,епископы XI-XII веках были иноками Печерского монастыря, наставниками, собеседниками и сподвижниками преподобного Кукши – святой Леонтий, епископ Ростовский, принявший мученическую кончину от язычников, святые Исаня, Николай и Ефрем – епископы Переяславские, святые Никита и Нифонт Новгородские, инок Нестор Летописец, преподобный Александр, врачеватель Алипий, книжник Григорий и др. Вместе они молились, вместе они трудились на ниве Божией, неся Благую Весть в самые отдаленные уголки Русской земли, в области, населенные язычниками. О духовной атмосфере, царящей в обители, и об отношениях между братией Нестор Летописец писал:«Дивно-умилительное и сладостно-радостное зрелище представляла из себя братия святой Печерской обители; воистину дивно и глубоко-поучительно наблюдать их жизнь! Господь собрал в обители Матери Своей таких черноризцев, которые сияли великими добродетелями в Русской земле, Как светила небесные – одни из них подвизались во всеношных молитвенных бдениях и коленопреклонениях, другие лишали себя пищи на несколько дней, иные вкушали только хлеб с водой, другие питались только зеленью с овощами – и все они между собой пребывали в единении и взаимной любви. Младшие всегда были покорны старшим, не смея даже говорить в присутствии их, разве только с глубокой почтительностью и покорностью.
Старшие всегда были проникнуты снисходительною любовью к младшим, вникая в их жизнь, уча, наставляя и утешая их, как своих возлюбленных чад. Если кто из братии впадал в согрешение, все относились к нему с братским участием и сочуствием,и даже епитимию, налагаемую церковную на согрешившего, многие разделяли между собою. Когда кто из братии отходил временно из обители, вся остальная братия печалилась от этой разлуки, посылая за ним, призывая его возвратится скорее в монастырь. При возвращении же ушедшего в монастырь все радостно его встречали и ходатайствовали за него перед игуменом. Такова была взаимная любовь среди той братии, которая и после смерти сияет, как неугасающие светила, многоразличными чудесами». Вот в какой рассадник добродетелей и дивный духовный луч попал Кукша! Это описание для нас интересно тем, что Кукша был в монастыре в одно время с Нестором Летописцем. Нестор принимал участие в открытии мощей преподобного Феодосия в 1091 году и сам описал это. Кукша мог быть участником и свидетелем этого обретения мощей, и когда Нестор писал главный свой труд – Летопись (окончил в 1112 году) рядом с ним мог находиться наш Кукша! Более того, преподобный Нестор скончался в 1114 году, почти одновременно с Кукшей.
По предположениям Кукша был в обители около 15 лет. За это время он стал не только мантийным монахом, но и был рукоположен во священника. И то, что Кукша имел священнический сан, требовавший известной степени образования в то время доступного весьма немногим – это говорит о высоком доверии к нему со стороны Печерской обители и церковной иерархии. Кто благословил преподобного Кукшу на нелегкое дело проповеди Христа среди язычников? Он не мог пойти без благословения. В работе Шерапов указывает: «Выступил на дело апостольского служения среди язычествующих вятичей друг Черниговского архипастыря Феоктиста, священноинок Кукша». До вступления на Черниговскую кафедру Феоктист подвизался в Киево-Печерском монастыре. Здесь он принял иночество при преподобном Феодосии и по его кончине был одним из начальных учителей монахов. Он был в числе великих старцев: в 1103 году святой Феоктист был игуменом Киево-Печерского монастыря. Возможно, что Феоктист будучи игуменом и благословил Кукшу на его труды. Некоторые источники называют Феоктиста и Кукшу друзьями. Их дружба возникла, когда они еще были простыми иноками: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!».Решимость взять на себя трудное дело благовестия в краю глубокого идолопоклонства, многое говорит о характере святого. Ревностный проповедник, был человек мужественный, а то, что он имел ученика, характеризует его,как учителя и заботливого отца. Из летописи известно, что святой Кукша отправился на проповедь к вятичам по реке Десне, значит это было судоходное время и первая Евангельская проповедь святого Кукши началась в пределах Брянска. Дальнейший путь пролегал через Путивль, Севск, Серенск, Лобынск и Москву. Поднявшись по реке Десне, проповедники вступили в страну вятичей верховья Оки с притоками: Жиздрой, Угрой, наиболее подготовительными к проповеди христианства.
Сюда христианство проникло еще прежде Кукши, поэтому в этих местах Кукша и не столкнулся с открытым сопротивлением со стороны местного населения. Деятельность «апостола вытичей» развернулась на территории Калужской, Брянской, Орловской, Московской областей, то есть в самом центре России, а потому с полным основанием святой Кукша может быть назван одним из главных просветителей и крестителей нашего отечества. В Киевском Патерике описываются конкретные дела святого Кукши:
Бесы прогонял:
«Случаи исцеления бесноватых людей, избавления домов и других мест от власти демонов,результат проповеднических трудов Кукши,который своей проповедью, обращением неверных ко Христу и построением в их земле христианских храмов сокрушил и привел в запустение языческие кумиры, прекратил где-то идолослужение, низверг какие-то изваяния языческих богов «бесов», идолов. Хотя и не все, а лишь некоторые вятичи были просвещены, но как ночной мрак постепенно слабеет и рассеивается в виду появляющегося дневного света, так и царство сатаны падает и рушится перед всесильным крестом Спасителя, когда он прочно бывает водружен в сердце верующих.
«Дождь с небес сведе…»
Чудесное сведение дождя необходимо понимать в связи с голодными годами в земле вятичей или с долговременною засухою, грозившей уничтожить все плоды жатвы и лишить жителей материального благосостояния. При таких обстоятельствах, истощив тщетные мольбы к своим богам, вятичи могли обратиться к проповеднику новой религии с просьбой умолить своего Бога об избавлении их от едствия.
«…озеро изсуши…»
Весть о чудесном низведении христианским проповедником дождя с неба быстро распространилось между вятичами и многих из них привела ко Христу. Как сведение дождя, так и иссушение озера последовало в виду многих свидетелей,которые уверовали в истинного Бога. У вятичей вода была в числе наиболее почитаемых ими стихий. Воду они обожествляли, все озера и реки,по суеверному представлению наполнены были низшими божествами, носившими название «водяных». Можно предположить, что иссушенное святым Кукшей озеро имело для вятичей религиозным характер. Возможно, на его берегах проходили какие-то языческие обряды, ритуалы,игрища. Тогда само его наличие было противно христианскому сердцу святого. Иссушить такое
озеро значило поколебать веру язычников, заставить их усомниться в силе своих богов. Промысел Божий не допустил бы этого чуда, если бы не соединились высшие цели вразумения и обращения язычников.Возможно, озлобленные язычники, желая погубить проповедника новой, враждебной им веры, ввергли его в озеро и собрались торжествовать над ним и его учением свою победу. При таких обстоятельствах иссушение озера было величайшим посрамлением язычников,причем в месте, которое они обожали. Не потому ли ожесточились вятичи и решили убить его? Иссушение такого озера равнялось прекращению нечестия в целой стране и могло обеспечить успех христианизации вятичей. Ивот не было ли это чудо последним подвигом святого Кукши на земле, снискавшим ему мученический венец славы?
«…Инна различна удивительная знамения последоваше ему…»
Чудеса которыми сопровождалась проповедь святого Кукши в земле вятичей, восполняли его славу и возбуждали удивление современников.Здесь была и личная заслуга проповедника: Господь не одарил бы его силою чудотворения, если бы он не стяжал пламенной вероы а Бога и не достиг высокого нравственного совершенства. Чудеса были допущеныпромыслом не столько для прославления самого Угодника Божия, сколько для враумления и обращения язычников.
«Осененный благодатью свыше» – говорит о святом Кукше в «Словаре Историческом Святых, православных в Российской Церкви» – он творил многие чудеса, и «изумленные чудесной его силою язычники начали принимать учение святого проповедника и крестителя. В исторической литературе большенство версий, что местные жрецы по ненависти своей решили убить Кукшу, и не просто предать смерти, но мученнической казни. Дмитрий Ростовский пишет: «наконец, по наущению языческого жреца, он был предан мучениям, после чего ему отсекли голову, а вместе с ним и его ученику Никону». Жрицы были не только вдохновителями этой расправы, но и сами исполнителями: «озлобленные за сокрушение их кумиров, жрецы вятичей подвергли преподобного Кукшу различным истязаниям и потом отсекли ему голову…» языческие жрецы в этих мучениях вымещали на нем свою злобу за сокрушение своих идолов, за первых и многочисленных христиан, чтооставили язычество после проповеди Кукши. В Патериках указывается: «многих верою просветил», «многих из них просветил святой крещением и обратил от неверия ко Христу», «и просветил многих верою».Некоторые современные иследователи называют место гибели Кукши окресности города Серенска на реке Серене, притоке реки Жиздра (Мещовский район Калужской области). «Народное предание указывает место, где был убит преподобный Кукша – это берег реки Серены,возле города Серенска, где некогда простирался дремучий Серенский лес».
О том, что преподобный Кукша погиб около Серенска, писали А.Н, Насонов, Т.Н. Никольская, Н.Г. Недоши
вина, В.В, Седов, О.М. Рапов. Самое главное, что пишет Орловский священик И. Чистюхин, что придания об убиении Кукши и его ученика в Серенске так и осталось приданием, никакого увековечения там так и не произошло. В г. Калуге в храме Георгия Победоносца сохранилась старинное изображение преподобного Кукши за верхом, в нижнем пределе. В 2009 году по благословлению Митрополита Калужского и Боровского Климента, впервые организован Духовно-просветительский центр в честь священномученика Кукши с храмом этому угоднику Божием вблизи Серенска (6км), музейным комплексом, купелью, в перспективе по воле Божией детским приютом, воскресной школой, монашеской общинной и т.д. И в этом строительстве, в земле вятичей, очень помогает преподобный Кукша, как и ранее своей любовью. Строительство центра очень необходимо, так как он будет служить средством для создания храма души христианской, предназначенной для обитания Духа Святого. Очень нужна любая помощь в строительстве, приезжайте и вы ощутите помошь угодника Божиего Кукши в своих делах и духовных подвигах.
Мощи св. Кукши находятся в Киеве, в Антониевых пещерах, частица мощей святого
имеется и в Покровском храме Свято-Успенского мужского монастыря г.Новомосковска.
КУКША (ИОАНН)
конец XI — начало XII вв.
Монах Печерского монастыря, миссионер. Священномученик.
Память 28 сентября (11 октября н.ст.) и 27 августа (9 сентября н.ст.)